КСБ

Краевое государственное бюджетное учреждение культуры "Красноярская краевая специальная библиотека - центр социокультурной реабилитации инвалидов по зрению" 12+


Версия для слабовидящих

Смена темы

Салинас Франсиско де

(1513-1590)

 

Франсиско Салинас родился в 1513 году в Бургосе, в обеспеченной семье императорского казначея. В 10 лет полностью ослеп.

Франсиско получил хорошее домашнее образование. Потом родители отправили его в Саламанку, где в течение нескольких лет он усердно изучал греческий язык, философию и искусства. Покинув университет, Франсиско поступил на службу в королевский дворец, где получил покровительство Педро Сармьенто, архиепископа Сантьяго-де-Компостелы. Когда ирхиепископ был возведен в сан кардинала, Салинас последовал за ним в Рим, где провел 30 лет в изучении произведений Боэция и трудов, посвящённых древнегреческим теориям музыкальной гармонии. После чего вернулся в Испанию, надеясь провести остаток своих дней в родной стране.

Он был рукоположен в священники в Риме и в последующие годы жил в Италии. Был приглашён в Университет Саламанки в качестве профессора музыки с весьма щедрой зарплатой. Франсиско Салинас был превосходным композитором, сочинял музыку для органа и других инструментов, имел немало покровителей среди знатных лиц Италии. По протекции римского папы Павла IV Салинас несколько лет занимал высокий пост придворного органиста вице-короля Неаполитанского королевства.

Главный труд Салинаса, прославивший имя музыканта – трактат «Семь книг о музыке». Работа была опубликована на латинском языке в 1577 году, в последующие годы был издан её испанский перевод. Музыканты, использовавшие её как руководство в изучении теории и практики музыки, в силу своей профессии, как правило, владели латинским языком. Поэтому на другие языки трактат не переведён до настоящего времени. В первой книге трактата Франсиско Салинас приводит различные методы расчёта коэффициентов звука. Книги со второй по четвёртую посвящены вопросам, связанным со звуковысотностью. В них рассматриваются интервалы, роды интервальных структур, деление монохорда, лады и др. В интервалике Салинас признавал обе терции и сексты консонансами, толкуя их как простые числовые отношения в чистом или натуральном строе. Это открытие до Салинаса уже было сделано Лодовико Фольяно и Джозеффо Царлино в начале XVI века, но Франсиско Салинас разработал эту теорию самостоятельно. Помимо этого Салинас, развивая теории античных теоретиков музыки, внёс новое понимание интервальных родов: хроматический тетрахорд греков он предложил заполнить полутонами, а энармонический интервал – микротонами. В 19-й главе второй книги содержится описание инструмента, изобретенного Салинасом, для демонстрации соотношения созвучий. Кроме этого он рассматривает темперамент органа и других инструментов, и делает несколько интересных замечаний о возможностях человеческого голоса. Затем он говорит о лютне и виоле, и о том, к чему более подходит темперамент каждой из них. В пятой, шестой и седьмой книгах Салинас развивает метроритмическую теорию.

Франсиско де Салинас умер 13 февраля 1590 года.