КСБ

Краевое государственное бюджетное учреждение культуры "Красноярская краевая специальная библиотека - центр социокультурной реабилитации инвалидов по зрению" 12+


Версия для слабовидящих

Смена темы

Сизеран Морис де ла

(1847-1924)

 

Морис де ла Сизеран родился в 1847 г. в семье художника. После тяжёлой болезни Морис потерял зрение и был отправлен на учёбу в Парижский институт для слепых детей. Он получил профессионально-трудовую подготовку, которая позволила ему работать музыкантом, настройщиком роялей, корзинщиком и щёточником.

Пытливый ум, энергия, способность понимать и анализировать особенности социально-психологического поведения слепых, неуёмное стремление совершенствоваться в науках сделала Мориса Сизерана заметным человеком в мире незрячих. Ему принадлежала идея создания (впервые в истории слепых) реабилитационного, культурно-просветительного центра – очага разносторонней помощи незрячим. В сооруженном в Париже трёхэтажном здании, получившем название «Дом слепых», располагались центральная библиотека, тифлологический музей, цех по переписке и переплёту рукописных книг по системе Брайля; в отдельных кабинетах проводилась работа по психологической реабилитации ослепших, оказывалась патронажная и офтальмологическая помощь, давались юридические консультации; на вещевом складе малоимущие могли получить одежду, обувь, предметы домашнего обихода; для иногородних была организована предварительная продажа железнодорожных билетов по сниженным ценам. Желающие овладеть профессией массажиста посещали лекции и практические занятия врача-специалиста.

До Мориса Сизерана не существовало рельефно­-точечных периодических изданий. По его инициативе и под его редакцией в Париже стали выходить ежемесячный журнал «Луи Брайль» и еженедельник «Брайлевское обозрение». У незрячих появился источник информации, рассказывающий о текущих событиях, распространении грамотности, о труде и быте слепых. В помощь учителям и воспитателям школ для слепых Сизеран предпринял из­дание ежеквартального плоскопечатного журнала, назвав его именем основателя тифлопедагогики «Валентин Гаюи». Будучи горячим пропагандистом системы Луи Брайля, Сизеран разработал французскую краткопись на основе рельефно-точечного шрифта, которой пользуются незрячие до настоящего времени.

Несколько лет жизни Морис Сизеран посвятил работе в Парижском институте для слепых детей в качестве его директора и преподавателя музыки. Приобретённый педагогический опыт он отразил в труде «Руководство для первоначального воспитания слепых детей», оно было переведено на русский язык и издано Попечительством Императрицы Марии Александровны о слепых в 1888 году. Работа Сизерана содержала положения, представляв­шие интерес как для тифлопедагогов, так и для родителей слепых детей. Обращаясь к родителям, автор писал: «Не существует ни одного слепого ребенка, ни богатого, ни бедного, для которого советы, излагаемые в настоящем руководстве, не могли бы быть применены. Действительно, все слепые дети, которым дано счастье иметь преданных и разумных родителей, воспитываются на основе этих начал. Последуйте же, родители, примеру многих других: если вы это сделаете, то дитя будет вам обязано своим счастьем; как доказано опытом, оно впоследствии достигнет возможности содержать себя честным трудом. Если же этого не сделаете, то вам это не простится, ваше дитя станет для всех тяжёлым бременем, будет чувствовать себя несчастным и ни к чему не годным, и, наконец, когда оно узнает, что многие другие слепые содержат себя собственным трудом и находят в работе пользу и утешение, ваше дитя будет вас упрекать в том, что вы недостаточно заботились о его первоначальном воспитании, и таким образом стали прямыми виновниками его несчастной жизни».

По инициативе Мориса Сизерана была открыта школа для умственно отсталых слепых детей.

С книгой Сизерана «Слепец о слепых» русский читатель познакомился в 1891 году. «Автор этой небольшой книги, – писал в своем предисловии член Французской академии наук граф д’Оссонвиль, – не только старается доказать, что слепые вовсе не ниже зрячих по умственному развитию, – он хочет доказать, что и в нравственном отношении они живут такой же полною и глубокою жизнью, как и зрячие». Книга получила широкое распространение среди русских тифло­педагогов и служила им хорошим методическим пособием в обучении и воспитании незрячих детей в наших школах.

О книге Мориса Сизерана «Тридцать лет изучения и деятельности на пользу слепых» журнал «Слепец» в № 12 за 1909 г. сообщал читателям: «В книге этой тифлофилы всех стран найдут много интересных и полезных указаний. Перелистывая этот толстый томик, удивляешься, как много вопросов и как тщательно рассмотрено автором. На последней странице помещен перечень целого ряда книг, выпущенных автором в свет. Между тем Морис де ла Сизеран не только писатель, он прежде всего человек дела; сколько же упорного труда должен был затратить этот слепой, чтобы создать всё это! За свою тридцатилетнюю деятельность Морис де ла Сизеран сделал очень много для слепых. Он и по сейчас состоит секретарём Ассоциации Валентина Гаюи. То обстоятельство, что он лично и ежедневно трудится на пользу слепых, придаёт тем большую цену тому, что он пишет. Читая его труды, чувствуешь, что пишет не теоретик или кабинетный учёный, а человек, переживший всё, о чём пишет».

Морис Сизеран был участником всех международных конгрессов учителей и друзей слепых.

Наряду с организаторской и педагогической деятельностью, направленной на улучшение условий жизни, повышение образовательного и культурного уровня незрячих, Сизеран был сторонником развития общественной активности у самих инвалидов по зрению. В целях социальной реабилитации и интеграции их в общество он создал самую крупную во Франции общественную организацию – Ассоциацию им. Валентина Гаюи, которая была призвана силами самих слепых разрешать вопросы жизни, труда и быта людей, лишённых зрения. Ассоциацию Морис де ла Сизеран возглавлял до своей кончины в 1924 году.