КСБ

Краевое государственное бюджетное учреждение культуры "Красноярская краевая специальная библиотека - центр социокультурной реабилитации инвалидов по зрению" 12+


Версия для слабовидящих

Смена темы

Абу-ль-Аля аль-Маарри

(973-1057 или 1058)

Будущий поэт родился 28 сентября 973 г. (по другим дан­ным – 979 г.) в небольшом сирийском городке Мааррат-эн-Нууман в семье местного судьи, происходившего из рода бану Сулейман пле­мени Танух. Этот род издревле славился своей образованно­стью. Новорожденному дали имя Ахмед, а прозвище – Абу-ль-Аля (Отец высоты). Уже в три года малыш научился читать и поражал всех своей памятью, легко запоминая стихи.

Во время эпидемии оспы в Сирии заболел и Ахмед. Он выжил, но получил тяжелое осложнение: лишился зрения. На­дежды отца сделать талантливого мальчика судьей или чинов­ником рухнули. Теперь Ахмед мог стать либо чтецом Корана, либо приобщиться к наукам, либо, найдя богатого покровителя, стать поэтом и жить, сочиняя хвалебные стихи своему благоде­телю и получая за них солидное вознаграждение. Талант неко­торых из таких поэтов прославил не только тех, кто оплачивал их труд, но и арабскую поэзию.

Ахмед продолжал учебу сначала в домашних условиях, за­тем – у самых известных учителей своего города. Всех их по­ражали способности мальчика. Слухи о чудо-ребёнке распро­странились по стране, и на родину Абу-ль-Аля прибыли важ­ные гости из города Халеба (знаменитого своими учёными и поэтами) – учёные, педагоги. Они решили лично проверить способности мальчика. Экзамен был очень сложным. Каждый из гостей читал двустишие, задававшее тему стихотворения. Ахмед экспромтом продолжал стихотворение, сохраняя рифму и ритм. Гости были несказанно удивлены: действительно, чудо-ребёнок! А мальчик, ободрённый вниманием, предложил им продолжить игру, прочитал двустишие и сказал: «А теперь вы продолжайте!» Экзаменаторы развели руками и честно призна­лись, что не могут импровизировать с такой быстротой.

В одиннадцатилетнем возрасте Абу-ль-Аля продиктовал первое своё стихотворение, а в пятнадцать лет отправился по Сирии в путешествие за знаниями. В разных городах юный гений учился у самых известных грамматиков, философов. Его интере­совало всё, вплоть до греческой философии. Через пять лет на­пряженной учёбы он «овладел всеми знаниями» и вернулся в Маарат уже известным человеком. Началась серьёзная творческая работа, в арабском мире его имя звучит всё чаще. Поэт решается на опасное в те бурные годы путешествие в Багдад, крупнейший центр культуры, науки и литературы арабского мира.

Багдад был средоточием маститых филологов, знатоков поэзии, поэтов. В городе открыты прекрасные частные библиотеки, действу­ет знаменитая публичная библиотека – Дом науки, основанный ещё в IX в. халифом аль-Мамуном в основном для того, чтобы здесь переводились на арабский язык сочинения великих греков – учёных и философов. В Багдаде Тахир аль-Мусави и его сыновья, филологи и поэты ар-Ради и аль-Муртада, организовали, говоря современным языком, постоянно действующий литературный се­минар, «меджлис». Они приглашали учёных и поэтов, проводили диспуты на философские темы и обсуждали новые стихотворения и литературные произведения самых знаменитых авторов.

Подобное путешествие считалось опасным и для зрячего человека, но поэт не испугался трудностей. Сначала на верб­люде, на коне, потом на лодке по протокам и каналам между Тигром и Евфратом продвигался он к цели и прибыл в Багдад в день смерти Тахира.

Вскоре во дворце двух сыновей Тахира состоялся очеред­ной «меджлис». Много известных людей пришли в тот день, чтобы выразить соболезнование братьям по поводу кончины их отца. Когда поэты читали стихи, Абу-ль-Аля, не дожидаясь специального приглашения, встал и продекламировал только что сочинённое в связи с печальным событием произведение. Ар-Ради и аль-Муртада подошли к нему, взяли за руки и пове­ли на почётное место – так им понравилось стихотворение.

Поэт из Маарата обладал обостренным чувством справедливо­сти. Как-то один из братьев аль-Муртада стал оскорблять великого арабского поэта аль-Мутанабби. Все присутствующие покорно закивали головами: «Да, у него еретические стихи; да, такое-то стихотворение у него слабое...». На это Абу-ль-Аля возразил: «Если бы он написал только стихи «Вы, о развалины, навеки остались в сердце моем...», то его уже только за это можно было назвать лучшим из всех поэтов». Далее в приведенном стихотворении аль-Мутанабби шли строки: «Коль меня хулит невежда, значит, бли­зок я к совершенству...». Многие из присутствовавших знали это произведение, поэтому все замерли. Аль-Муртада, до этого весьма благосклонно относившийся к поэту из Маарата, вдруг рассвирепел и крикнул: «Слуги! Вытащить его за ногу вон!». Верные слуги подбежали к слепому поэту, повалили его на пол и потащили за ногу на улицу. Это было страшным унижением для любого чело­века. Для Абу-ль-Аля – уничижительным ударом.

 

Ты хочешь излечить дурные нравы,

Не тщись — лекарства нет от сей отравы.

 

После этого случая резко сузился круг общения великого поэта. Льстецы боялись опального гения. Им важнее было рас­положение аль-Муртады. И Абу-ль-Аля решил навсегда поки­нуть Багдад.

Оставшуюся жизнь поэт провел в родном городе, отказы­ваясь от заманчивых предложений из Дамаска, Халеба и Каира. Жил он скромно, помогал бедным, открыл школу для талант­ливых юношей. Но главным в жизни Абу-ль-Аля оставалось творчество. Он написал много объёмных трудов. Наиболее из­вестны его книги стихов «Искры огнива», цикл «Лузумийат» («Обязательность необязательного»), послания к друзьям и др. В труде «Размышления о разном» собраны его афоризмы и ста­тьи, а в книге «Отгоняя лающего» – ответы на наскоки про­тивников.

Гениальный поэт пользовался уважением у сограждан. В 1027 г. в городе произошли столкновения между мусульма­нами и христианами. Эмир Салих подошёл к городу с крупным войском, чтобы наказать смутьянов. Если бы воины Салиха осуществили штурм, то, естественно, досталось бы и правым, и виноватым, и Маарат был бы разграблен. Абу-ль-Аля вышел по просьбе сограждан за городские ворота и смело направился к эмиру Салиху, чтобы прочитать ему стихотворение. В нём он обращался к повелителю с просьбой «быть достойным своего имени», которое буквально означало «Праведный». Салих по­нял мудрого поэта и не обрёк город на разорение.

Дата смерти Аль-Маарри, как и дата его рождения, точно не известна: 1057 или 1058 год.