КСБ

Краевое государственное бюджетное учреждение культуры "Красноярская краевая специальная библиотека - центр социокультурной реабилитации инвалидов по зрению" 12+


Версия для слабовидящих

Смена темы




БАВЧАР ЕВГЕН

Полностью слепой, всемирно известный французский художник словенского происхождения.


Он родился в 1946 году на территории бывшей Югославии, но уже много лет живет во Франции. Когда ему было 11 – он полностью лишился зрения. Ужасное стечение обстоятельств привело к тому, что сначала, играя веткой, он повредил левый глаз, а позже возле него взорвалась послевоенная мина, которая навсегда лишила ребенка надежды видеть в будущем. Бавчар пишет: «Последнее, что мне удалось увидеть, была юбка подошедшей ко мне девочки –  она была ярко-красной… Затем я отправился в путешествие, из которого нет возврата».

Дитя послевоенного времени, несовершеннолетний инвалид, находит в себе душевные силы, чтобы доказать – он не хуже других. Именно тогда, в начале 60-х годов в Центре для слепых детей в Любляне, а потом и в лицее, делает первые свои фотоснимки. Это была жизнь, наполненная звуками, запахами и невидимой геометрией. По окончании Эвген Бавчар самостоятельно уезжает в Париж, где в 1976 году, прослушав курс лекций по философии в Сорбонне, защищает докторскую диссертацию на тему «Эстетика Теодора Адорно и Эрнеста Блоха».

В 1981 году он получает французское гражданство и становится стипендиатом французского правительства. Первая официальная фотовыставка работ Евгения Бавчара состоялась в 1987 году и сразу привлекла внимание публики. После этого он экспонируется во многих странах мира: Австрии, Италии, Германии, Швейцарии, Испании, Бразилии. Начинают выходить его фотоальбомы, а потом книги – слепой фотограф становится еще и писателем, доктором философии, увлекается творчеством Оноре де Бальзака. В июле 1999 мастер посетил Украину. В столичном Французском культурном центре прошла его фотовыставка, посвященная 200-летию со дня рождения Бальзака. Фотовыставку открыл сам автор.

Учителей фотографии у него не было, поскольку преподавание фотографии как таковое практически отсутствует, тем более — школы для слепых фотографов. Пользоваться фотоаппаратом он научился с помощью друзей. Бавчар описывает свой рабочий процесс так: перед фотосессией он просит описать людей самих себя либо увиденное ими, после чего измеряет расстояние до нужного объекта съемки рукой, мысленно создает композицию снимка, а уже потом приступает к работе. Он признается, что плохо владеет техникой, но это вполне простительно, ведь его никто и никогда не учил любимому делу. «Мои руки стали моими глазами, я близорукий, поэтому на моих фотографиях часто присутствует моя рука. Я чувствую себя абсолютно нормальным. Думаю, если бы художник мог быть абсолютным в создании своих образов – искусство бы умерло», — признается фотограф.

Эвген вспоминает, что видел цвета, когда был ребенком. С тех пор он раскрашивает мир, используя палитру основных красок, которую взял из своих воспоминаний о людях, о траве, деревьях, солнце и небе. Любимыми цветами фотограф называет голубой и красный. Сейчас цвет становится для Эвгена Бавчара «одной из форм внутреннего видения». Он видит не только черно-белые, но и цветные сны, и старается запомнить в них как можно больше красок, чтобы после пробуждения мир не представлялся одноцветным.

О нем вполне можно говорить как об основателе нового жанра фотографии, так как он работает не столько светом, сколько тенью. В его ню видят сходство с работами Гойи. Игру света и тени кто-то воспринимает как сновидения. «Мои работы существуют через восприятие другими. Они становятся для меня своего рода способом общения с окружающими меня людьми. Таким образом, я не просто делаю фотографию, я показываю ее другим. Я думаю, нет людей, которые не видят. Есть люди, которые по-иному смотрят на мир. Я не думаю, что слепой от рождения ничего не видит. У него просто есть свои образы, он видит и смотрит по-своему. Может быть, экспрессия и выразительность в моей фотографии объясняется тем, что она идет от моего внутреннего ощущения. Даже те снимки, где я просто откликаюсь на какие-то характерные шумы и звуки улицы, либо на определенные голоса людей, при всей степени случайности все же являются отражением моего внутреннего состояния».

На вопрос, что он дает людям своим творчеством, слепой словенский фотограф отвечает: «Свет, который создаю, он для того, чтобы провести вас, зрителей, по темным коридорам своей души, постоянно открывая самые заветные ее уголки». А на вопрос, не обучает ли он своему мастерству слепых детей, говорит, что во Франции – нет. Однако один из чешских коллег, следуя его примеру, делает это и уже несколько таких детей сейчас успешно занимаются фотографией.