КСБ

Краевое государственное бюджетное учреждение культуры "Красноярская краевая специальная библиотека - центр социокультурной реабилитации инвалидов по зрению" 12+


Версия для слабовидящих

Смена темы

МАРТЭН ЭМИЛЬ

(1841-1899)

  

Эмиль Мартэн родился 21 декабря 1841 г. в городе Арле в департаменте Прованс на юге Франции. Его отец работал на судостроительных верфях. С раннего детства Эмиль получил возможность изучать культурное наследие своего края, прикасаться к историческим памятникам древности. Со времен Юлия Цезаря, захватившего город и превратившего его в римскую колонию, сохранились редкие памятники архитектуры и искусства: античный театр, церкви, руины акведука, форума, бань, некрополя.

Для Эмиля Мартэна, возглавившего Парижский национальный институт для слепых детей в 1883 г., увиденное им в детстве и юности послужило хорошим материалом для преподавания истории, географии и литературы. Уроки по этим предметам носили живой характер, отличались достоверностью, развивали воображение слепых учеников. Например, чтобы дать детям представление о скульптуре, Мартэн в качестве примера привёл скульптуру Арльской Венеры, найденной археологами в 1651 г. и ставшей одним из лучших украшений Лувра в Париже.

В 1884 г. незрячие Франции отмечали 100-летие со дня открытия Парижского института для слепых детей. В самом большом зале столицы «Трокадеро» была исполнена в честь юбилея оратория «Искупление» для хора и оркестра под управлением автора – Шарля Гуно.

К 1880 гг. дело просвещения слепых заметно улучшилось, в стенах института обучались 150 мальчиков и 75 девочек. Изменился подход к обучению незрячих, в прежние годы считалось, что способности слепых с наибольшей полнотой могут раскрываться в музыке, но Эмиль Мартэн заметил, что далеко не все незрячие обладают музыкальным даром, поэтому для самостоятельной жизни их нужно обучать и другим профессиям, в частности различным видам физического труда. Вот почему в ученической мастерской, где раньше практиковалось обучение вязанию на спицах, в институте открыли мастерскую по плетению корзин и набивке одежных и хозяйственных щёток. Круг ремесел, доступных слепым, расширялся.

В пору директорства Эмиля Мартэна в Парижском институте были подготовлены слепые, которые впоследствии сами могли вести работу по психологической и социально-трудовой реабилитации людей, лишенных зрения. Один из его учеников Пьер Виллей (1879-1933) стал профессором, автором трудов в области теории и практики обучения незрячих – «Педагогики слепых» и «Психологии слепых».

В бытность Э. Мартэна в Парижский институт были приняты и успешно его окончили российские незрячие из Санкт-Петербурга В.М. Дениссель и В.И. Тебедев. Впоследствии В.М. Деннисель стал профессиональным пианистом, им была собрана прекрасная библиотека рельефно-точечных книг и нот, которую он завещал Петербургской школе для слепых детей.

Возвратившись на родину, В.И. Тебедев составил учебные пособия: «Нотописание пунктирным шрифтом для слепых» и «Изложение нотной системы, приспособленной к пению в православной церкви». Эти работы способствовали повышению профессионального уровня незрячих музыкантов и певчих светских и церковных хоров. Он также организовал платные курсы по подготовке переписчиков нотно-музыкальной литературы по системе Брайля и сам преподавал на них.

Эмиль Мартэн умер 24 июля 1899 г.