КСБ

Краевое государственное бюджетное учреждение культуры "Красноярская краевая специальная библиотека - центр социокультурной реабилитации инвалидов по зрению" 12+


Версия для слабовидящих

Смена темы

ГОРЕНШТЕЙН ПОЛИНА МИХАЙЛОВНА (ЛИНА ПО)

(1899-1948)

Полина Михайловна Горенштейн родилась 18 января 1899 года в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). В детстве у Полины проявились способности к рисованию, в 14 лет она серьёзно увлеклась хореографией, а позже она увлеклась и ваянием. Но совмещать эти увлечения было достаточно сложно, и Полине пришлось выбирать между скульптурой и балетом. Сцена показалась ей притягательнее. Она начала обучаться в хореографическом училище Воронкова и после его окончания в 1919 году начала выступать на театральных подмостках Мариуполя, Харькова и Киева под псевдонимом Лина По.

Провинциальная жизнь не устраивала молодую балерину, и в 1921-м году Лина перебралась в Москву, где поступила в Высшие хореографические мастерские при Большом театре. Однако страсть к изобразительному искусству вновь дала о себе знать, и девушка поступила ещё и на отделение скульптуры в Высшие художественно-технические мастерские, - более известные, как ВХУТЕМАС. К сожалению, через полгода Лине вновь пришлось выбирать между мольбертом и станком балерины. Она снова отдал предпочтение балету.

В 1924 году она окончила хореографические мастерские, получив диплом режиссёра-постановщика танцев. Последующие десять лет её жизни были наполнены радостью и творчеством. Полина Михайловна танцевала, преподавала и работала балетмейстером в разных театрах. Тогда же пригодилось и её второе увлечение. Талант художника помогал Лине глубже понять искусство балета, не говоря уже о постановке танцев.

В 1934 году Лина По попала в неврологическую клинику Московского научно-исследовательского клинического института имени М. Ф. Владимирского с энцефалитом, возникшем на фоне гриппа. Специалистов особенно встревожило, что заболевание с первых же дней приняло неблагоприятное течение. Появились такие опасные симптомы, как потеря музыкального слуха, музыкальной памяти, известная в невропатологии под названием амузия, и поражение зрительных нервов. Профессор Дмитрий Аафанасьевич Шамбуров, под руководством которого проводилось лечение, обратился за помощью к выдающемуся офтальмологу академику В. П. Филатову. Заболевание у Лины По протекало длительно. И хотя ряд тяжелых симптомов, таких, как амузия и параличи ног и рук, были устранены, пришла другая беда: Лина По потеряла зрение. Казалось, что творческой деятельности этой одаренной женщины пришел конец. Но Шамбуров знал, что она с детства увлекалась музыкой, танцами, рисованием, лепкой и писала стихи. Будучи балетмейстером, Лина По часто создавала в рисунках и с помощью пластилина мизансцены будущих спектаклей. И Дмитрий Афанасьевич подумал: а нельзя ли использовать разнообразные способности Лины По, её трудолюбие и настойчивость - неотъемлемые черты характера балерины, для преодоления вынужденной бездеятельности? Он дал ей хлебный мякиш с просьбой вылепить какую-нибудь фигурку, и когда Лина По обрела возможность шевелить пальцами, она стала мять кусочки хлеба. На свет появлялись забавные фигурки слоников, птичек, мышей. Там же, в больнице, она «сваяла» первую скульптуру и назвала её «Вероника» - задумчиво грустную головку с узнаваемыми чертами самой Лины Михайловны.

Дома, когда за окном стихал гул торгового Столешникова переулка, умолкали двери и голоса в коммунальной квартире, Лина брала фанерку со столика рядом с кроватью, поудобнее устраивала её на груди и начинала лепить. Некоторое время спустя в противоположном углу комнаты уже стоял круглый столик наподобие скульптурного станка. Иногда она вставала с кровати, на костылях добиралась до своего рабочего уголка, и самозабвенно лепила, пока острая боль не пресекала её творческий порыв. Она хваталась за стул, задевала костыль, и он с грохотом падал. Испуганно просыпалась Мария Михайловна, вскакивала и бережно укладывала сестру.

Прошло несколько месяцев, исчезли последствия паралича, но и в этот, самый тяжелый период душевной и физической боли, страданий и сомнений Лина Михайловна постоянно работала. На полке с её работами вскоре стояли статуэтки «Плачущая девушка», «Юный скрипач», несколько балерин и эскиз портрета племянника Ромы. На них приходили посмотреть друзья и скульптуры. Особенно зрителям нравились фигурки танцовщиц. Часто бывал Дмитрий Афанасьевич, продолжавший лечить больную и с радостью наблюдавший, как рождается скульптор.

В 1937 году, меньше, чем через год после выписки Лины По из клиники, была открыта персональная выставка её произведений, о которых заговорила пресса.

В феврале 1937 года Лина По начала работать над «Танцевальной сюитой», а в мае произведение было закончено. Впервые Лина Михайловна взялась за многофигурную композицию, в которой соединились темы классической и народной хореографии. Эта поэма в скульптуре была наполнена прославлением жизни, красоты человеческого тела.

Известный советский скульптор, лауреат Государственной премии СССР С. Д. Тавасиев говорил: «Танцевальная сюита» - вещь камерная, но сколько в ней монументальности! Это настоящая скульптура... И когда я смотрю на неё - зависть берет: как профессионально, мастерски сделана!».

После Шамбурова, сыгравшего первостепенную роль в выборе её жизненного пути, другой опорой для нее стал замечательный художник Михаил Васильевич Нестеров.

Нестеров был требователен к себе и другим, и с первых же минут разговора Михаил Васильевич почувствовал быстрый и глубокий ум, твердость характера, артистизм её натуры. Он долго рассматривал «Веронику», фигурку балерины и «Юного скрипача». Его удивила экспрессия, выраженная в профессионально несовершенных работах слепой.

Весной 1938 года новая скульптура «Прыжок» была показана на выставке живописи, графики и скульптуры женщин-художников, посвященной Международному коммунистическому женскому дню. А через некоторое время, 24 мая, газета «Советское искусство» сообщала: «Последнее заседание закупочной комиссии при Государственной Третьяковской галерее состоялось на квартире скульптора Лины По. Комиссия ознакомилась с творчеством талантливого скульптора и решила приобрести три её работы: «Прыжок», «Мальчик со змеем» и «Негритёнок».

Сотрудники Третьяковской галереи причислили «Прыжок» к лучшим произведениям пластики малых форм и чрезвычайно бережно к ней относились: когда в 1946 году Московский Союз советских художников устраивал выставку скульптуры Лины По за десять лет творчества, дирекция галереи отказалась дать для экспозиции в Центральном Доме работников искусств СССР эту работу.

Для этой выставки Лина Михайловна по памяти повторила «Прыжок», который в некоторых деталях превосходил произведение 1938 года.

В 1939 году Лину По приняли в Московский союз советских художников.

Во время Великой Отечественной войны Лина По была эвакуирована в Уфу. Проживая с сестрой в микроскопической комнатке, чуть ли не два на два метра, в доме на улице Карла Маркса, Лина По ваяла скульптуры на военную, башкирскую и, конечно, любимую балетную тематику.

Творчество незрячего скульптора продолжалось с 1936 по 1948 год. Она создала более ста скульптур.

Единичные работы Лины По имеются в коллекциях Третьяковской галереи и других музеев страны. Но главное собрание скульптур – в мемориальном зале Лины По, открытом в музее Всероссийского общества слепых.

Все двенадцать лет творчества Лина По жила в напряжении. Организм её был ослаблен. К старым болезням добавлялись новые. В ноябре 1948 года Лина Михайловна была вынуждена лечь на операцию. Её оперировал известный в Москве специалист профессор Александров, стараясь сделать всё возможное.  26 ноября 1948 года Лина По скончалась.