КСБ

Краевое государственное бюджетное учреждение культуры "Красноярская краевая специальная библиотека - центр социокультурной реабилитации инвалидов по зрению" 12+


Версия для слабовидящих

Смена темы





Матюшина Ольга Константиновна

(15 марта 1885  – 27 марта 1975)

О. К. Матюшина  (в девичестве – Громозова) родилась в г. Слободской Вятской губернии в семье служащего. Ещё в гимназии вступила в нелегальный кружок, организованный революционерами.

По окончании гимназии работала библиотекарем. В 1905г. переехала в Петербург, мечтая получить медицинское образование, но «политически неблагонадёжных» в высшие учебные заведения не принимали, и Ольга  Константиновна устроилась на работу в книжный магазин. В этом магазине у большевиков была подпольная явка. Матюшина познакомилась с сестрой Ленина, Марией Ильиничной, а затем и с Владимиром Ильичом. «Я была ошеломлена, когда Владимир Ильич, – вспоминала О. К. Матюшина, – сказал мне, младшей продавщице, что я на ответственном посту».

За участие в подпольной работе Ольга Константиновна сидела в тюрьме. Работала в легальных большевистских издательствах «Вперёд», «Жизнь и знание». После  Октябрьской революции Ольга Константиновна серьёзно занялась живописью.

Мужем О. К. Матюшиной был Михаил Васильевич Матюшин  – русский художник, музыкант, один из лидеров русского авангарда. С Михаилом Васильевичем Ольга Константиновна познакомилась в 1912 году.

Литературной деятельностью начала заниматься в 1940 г., опубликовав воспоминания об А. М. Горьком и В. В. Маяковском.

В годы блокады Ленинграда Матюшину постигло большое несчастье – от взрыва авиабомбы её контузило, в результате чего она лишилась зрения. Слепота лишила возможности заниматься живописью, и Ольга Константиновна целиком посвятила себя литературной деятельности. В 1946 году было опубликовано автобиографическое произведение писательницы «Песнь о жизни», посвящённое подвигу Ленинграда (написано на основе дневниковых записей 1941-1944гг.). В  «Песни о жизни» писательница пишет про себя: «Быть художником с плохим зрением — невозможно. Но для писателя слух много значит. А если к нему прибавить ещё знание предмета, воображение, ощущение, интуицию и хотя бы очень слабое, но какое-то наличие видения, — ещё можно работать. Опять начала писать, учиться снова видеть жизнь». Ольга Константиновна Матюшина испытывала все те нечеловеческие трудности и лишения, которые переносили ленинградцы в блокированном городе: голод, холод, обстрелы, бомбёжки. Естественно, что ни о чём другом, как о героизме людей, её окружавших, и не могла она писать. «Задача записать всё, что наблюдаешь, — встала передо мной остро, как дело жизни», — пишет она в своей первой книге.

Е. Васильева в книге «Я вижу жизнь» пишет: «…Матюшина не хотела, не могла стоять в стороне от жизни. Она не может быть художником, но должна найти свой путь, вложить свою долю в общую борьбу против фашизма. Она нашла этот путь – решила написать книгу о защитниках города. О, это было не просто тогда, когда всюду царили мрак, холод и смерть. А ведь мрак блокадной ночи был для неё ещё более чёрным, он усугублялся слепотой… Книга стала целью, смыслом существования человека. Матюшина вложила в неё свою душу, всю свою любовь к жизни, всю волю к победе…».

В 1950 г. была опубликована повесть «Жизнь побеждает» – о  ленинградских детях-инвалидах, многие из которых были искалечены во время вражеских бомбёжек и обстрелов города. Пережитые потрясения и физическая неполноценность накладывают на детское сознание тяжёлый отпечаток. Ребята не по возрасту серьёзны, замкнуты, неразговорчивы

Повести «Песнь о жизни» и «Жизнь побеждает» получили широкое признание, были переведены на иностранные языки. Их "разбирали" на семинарах в педагогических институтах. Будущие педагоги благодарили О. К. Матюшину за то, что она помогла им своей повестью «Жизнь побеждает», раскрыла перед ними всю глубину и ответственность работы педагога-воспитателя, которой они, как и героиня книги Надя, посвящают свою жизнь.

Непреодолимые, казалось, трудности возникали  в самом процессе писания. Писать О. К. Матюшиной приходилось на ощупь. Чувство художника, чувство прямой линии помогало. Но как узнать, кончились чернила или нет? И сколько раз бывало, что чернил давно нет, а она всё водит сухим пером по бумаге…. Вот что рассказывает об этом писательница: «Долго училась не сливать строчки на бумаге… Трудно было привыкать попадать пером в чернильницу… Была еще помеха: перо поворачивалось другой стороной». Как не прийти в отчаяние! Но сдаваться нельзя. Затем у неё появились добровольные помощники, которые стали записывать под диктовку Ольги Константиновны. Но прежде чем диктовать, О. К. Матюшина должна была как бы всё «написать» в уме.

Как писатель, она выработала свою методику работы с текстом: сначала продумывала план литературного произведения, композицию, факты, детали, отдельные чёрточки, мысленно воссоздавала образы героев, их разговоры, воскрешала в памяти формы предметов, оттенки красок, обдумывала отдельные фразы, диалоги героев, описание пейзажей.

Матюшина является также автором ряда документальных книг и очерков о В. И. Ленине, В. В. Воровском, В. Д. Бонч-Бруевиче, Н. К. Крупской. О романтике будничной революционной борьбы писательница рассказывает в автобиографических повестях «За дружбу» (о людях, оказавшихся в тюрьмах и ссылках в годы сталинских репрессий), «Тайна» (о первых шагах дореволюционной молодежи на пути от гимназической парты, тайного школьного кружка к будущей революционной работе), «Негасимые искры» (1960).

С 1946 года Ольга Константиновна была членом Союза писателей СССР; награждена орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак почёта», медалями «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.», в  1975 г. за заслуги в области советской литературы и в связи с 90-летием со дня рождения – орденом «Знак Почёта».

Ольга Константиновна Матюшина умерла 27 марта 1975 г. в Ленинграде.