КСБ

Краевое государственное бюджетное учреждение культуры "Красноярская краевая специальная библиотека - центр социокультурной реабилитации инвалидов по зрению" 12+


Версия для слабовидящих

Смена темы

                          

Вержбицкий, Анатолий Васильевич. Что такое живопись? [Текст] : избранные беседы. В 3 вып. / А. В. Вержбицкий ; отв. за выпуск Е. В. Захарова ; сост.: И. М. Рыбакова, С. В. Андреев ; РГБС. – Москва : РГБС, 2019.

В 1979-1992 годах в журнале «Советский школьник» (ныне «Школьный вестник») под общей рубрикой «Что такое живопись?» было опубликовано более шестидесяти бесед заслуженного работника культуры Российской Федерации, сотрудника Республиканской центральной библиотеки для слепых (ныне Российская государственная библиотека для слепых) с 1955 по 1988 год Анатолия Васильевича Вержбицкого.

Беседы полюбились юным читателям журнала. Многие читатели, уже взрослые люди, помнят о беседах до сих пор. Но перечитать их практически негде. Они были напечатаны только рельефно-точечным шрифтом. Журналы более чем за 30 прошедших лет частично пришли в негодность или утрачены, и найти их достаточно сложно. Плоскопечатный вариант не сохранился. Поэтому сотрудником Российской государственной библиотеки для слепых С. В. Андреевым был осуществлен перевод с рельефно-точечного шрифта.

Беседы не потеряли своей актуальности и поныне. Они будут интересны и полезны современным школьникам, тифлопедагогам и всем другим читателям, интересующимся живописью.

Поскольку материал бесед достаточно объемен, он разделен на несколько выпусков. В первый выпуск вошли беседы, опубликованные в 1979 и 1980 годах. Во второй – в 1981 году. В третий – в 1982-1993 годах.

В этих беседах автор уделяет большое внимание возможностям восприятия живописи инвалидами по зрению, принципам этого восприятия, рассказывает о законах проективной геометрии и линейной перспективы, вводит понятия светотени, колорита, композиции, раскрывает особенности построения и восприятия картин.

На фоне рассказа о путях развития русского изобразительного искусства XIX века автор раскрывает правила построения пейзажа, бытовых и исторических картин. Повествование строится на анализе наиболее известных картин русских художников.