КСБ

Краевое государственное бюджетное учреждение культуры "Красноярская краевая специальная библиотека - центр социокультурной реабилитации инвалидов по зрению" 12+


Версия для слабовидящих

Смена темы

 

Факт существования незрячих художников изумляет многих до сих пор. Казалось бы, парадокс: каким образом люди, лишённые возможности видеть мир во всем его разнообразии красок, могут отражать его в произведениях изобразительного творчества?

Оказывается, могут. Существуют даже специальные методики для успешных занятий незрячих изобразительным творчеством - уникальные и в тоже время простые приемы рисования, аналогов которым нет во всем в мире. В их числе - тиснение по фольге, процарапывание эмульсионного слоя фотобумаги, резьба по дереву и линолеуму, тиснение по меди и латуни, рисунок мелками, пластилином чёрным карандашом по ткани, на бумаге цветными карандашами или шариковыми ручками и многие другие.

Предлагаем вам «пройтись» по нашей виртуальной галерее и познакомиться с несколькими из таких работ и их удивительными авторами, которые являют собой яркий пример того, что в жизни нет ничего невозможного, а пределы человеческих способностей неограниченны.

Олег Ефимович Зиновьев

Родился в Ленинграде в 1937 году. Профессиональный художник.

В молодости занимался росписью фарфора, работал художником-мультипликатором на студии "Леннаучфильм", участвовал в создании популярных передач "Ребятам о зверятах" и "Всемирный следопыт".

В результате пережитой блокады постепенно терял зрение и в 1990 году ослеп. «Диагноз, вынесенный мне врачами, прозвучал как приговор, - вспоминает Олег Ефимович. – Казалось, жизнь кончилась. Ломка продолжалась год. Психологически было настолько тяжело, что страшно вспоминать. А потом началось преодоление. Я стал готовить себя к новой жизни. В Школе реабилитации учат всему - пришивать пуговицы, ориентироваться в пространстве, читать по Брайлю. Про чтение мне говорили: в зрелом возрасте это сложно, многие отказываются. А я решил: если я хочу вернуть себя к нормальной, полноценной жизни, должен преодолеть всё!»

Стремление продолжить творческую жизнь привело его в Дом культуры им. В.А. Шелгунова, в студию керамики и скульптуры, которой руководил художник-педагог, автор специальных методик для занятий незрячих изобразительным творчеством Юрий Алексеевич Нашивочников.

Спустя четыре года Олег Ефимович выставляет свои скульптурные работы на первой персональной выставке, в Музее-квартире Ф.М. Достоевского. Постепенно осваивает резьбу по дереву.

Творчество Зиновьева поражает многообразием направлений и техник. Среди его работ – скульптуры, линогравюры, коллажи, акварели, графика. Совершенно уникальны его живописные работы. Он рисует акварелью, гуашью, маслом, фломастерами.

С годами Олег Ефимович выработал свою особую систему рисования: сначала выкладывает композицию на листе бумаги пластилином, помещает в холод, затем накладывает на эту заготовку новый лист и ножом вырезает контуры объектов. И уже на третьем листе рисует по полученному трафарету. Краски лежат в специальном порядке, чтобы не перепутать цвета.

О.Е. Зиновьев является автором 11 персональных выставок, на которых были представлены скульптура, живопись, графика, керамика, резьба по дереву и камню. С 2006 года - член Союза художников России.

Его работы хранятся в музее истории Всероссийского общества слепых города Санкт-Петербурга, в государственном музее городской скульптуры, в государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда, в государственном институте – музее семьи Рерихов в Санкт-Петербурге, в картинной галерее города Кириши, в городе Брно (Чехия), в Шотландии – город Глазго, в музее «Преодоление» им. Н. А. Островского город Москва, в галерее современного искусства города Сургута, а также в частных коллекциях.

alt

 «Снегопад». Карандаш, гуашь, 2008г.

 

alt

 «Автопортрет»

 

alt

alt

 Блиц-рисунок

 

alt

 «Александр Невский»

 

alt

alt

Лариса Владиславовна Павлова

Родилась в Ленинграде в 1973 году. В восемь лет потеряла зрение. Окончила Ленинградскую специализированную школу-интернат №1 для слепых и слабовидящих детей.

Изобразительным творчеством стала заниматься с 1982 года в изостудии «Художник» при ДК им. В.А. Шелгунова под руководством Юрия Алексеевича Нашивочникова. Целью поступления в изостудию, по словам художницы, было желание адаптироваться к окружающему миру, расширить компенсаторные возможности организма.

В короткий срок Лариса с успехом освоила все технические приемы, разработанные Юрием Алексеевичем для незрячих, но предпочитала рисунок цветным пластилином по картону, карандашами и шариковыми ручками по ткани и ватману, процарапывание иголкой по сплендорлюксу, тиснение по фольге и рельефные изображения по вспененному полистиролу. На сегодняшний день приоритет в занятии творчеством отдает созданию картин из бисера.

Работы Ларисы Владиславовны неоднократно экспонировались на ежегодных выставках в ЦВЗ «Манеж» и Союзе художников СПБ, в Санкт-Петербургской Академии художеств им. И.Е. Репина, Российской академии художеств в Москве и других.

Л.В. Павлова – член Союза художников России, лауреат VIII международного фестиваля «Звуки и краски мира» в рамках международного культурного фонда «Орфей» и международной премии «Филантроп-2006» в номинации «За новизну и оригинальность в изобразительном творчестве».

alt

 «Весенний мотив». Пластилин, бисер.

 

alt

 «Котёнок». Пластилин, бисер.

 

alt

 «Солнечный котёнок». Процарапывание по картону, восковые мелки.

 

alt

 «В тени баобаба». Тиснение по фольге.

 

alt

 «Гнездо». Процарапывание на сплендорлюксе.

 

Александр Михайлович Нехорошев

Родился в 1972 году в Барнауле. С 1983 года живет в Колпино. Инвалид по зрению II группы. Учился в Ленинграде в школе-интернате для слабовидящих детей. Окончил Санкт-Петербургское медицинское училище № 2 по специальности «массажист». Получил диплом педагога-психолога в институте им. Рауля Валленберга.

С 2001 года занимается в изостудии «Колпинская палитра». В 2010 году был принят в Санкт-Петербургскую Общественную Организацию Художников «Талант».

Ведущее место в творчестве Александра Михайловича занимает «пейзаж-настроение», выполненный в различной технике (масло, гуашь, акварель и т.д.). Художник отличается тонким, своеобразным видением цвета, пишет в мягкой, пастельной гамме. Характерно стремление передать внутренние переживания, впечатления, а не отражение явлений реальной действительности. Это придает созданным им произведениям сказочное, поэтическое, романтическое звучание. Профессиональные художники, искусствоведы отмечают удивительную манеру письма Александра Михайловича – изображённое на картинах словно скрыто в легкой дымке. Данный эффект объясняется особенностями зрения художника.

А.М. Нехорошев – участник многочисленных выставок. Среди них - «Сказка живой воды» (Музей Воды, СПб 2007 г.), «Взгляд снаружи - взгляд изнутри» (Союз Художников, СПб 2008 г.), «Колпинская палитра» (СПб ГБУ ДК «Досуг», Колпино 2009 г.), «Таланту» - 20 лет» (Юбилейная выставка ООХ «Талант», КДЦ «Ижорский» 2010 г.), «Царскосельский вернисаж» (г. Пушкин 2010 г.), «Цветные сны» (ЦРБ им. Д. М. Мамина-Сибиряка, г. Пушкин 2011 г.) и многие другие.

В 2010-2012 годах участвовал в сезонных выставках «Осенний вернисаж» и «Весенний вернисаж», которые ежегодно проводятся ООХ «Талант». Его работы также можно было увидеть на выставках студии «Колпинская палитра» в художественном салоне «Невский» (СПб, 2012 г.), в Павловске, Пушкине, Тосно, Старой Ладоге. В 2013 г. - в Доме народного творчества и досуга (СПб).

alt

 «Мотивы русского Севера». Акварель, бумага, 2007г.

 

alt

 «В парке» (этюд). Масло, бумага, 2012г.

 

alt

 «Яблоки». Пастель, бумага, 2013г.

 

alt

 «Утро туманное». Акварель, бумага, 2006.

 

alt

 «Осенний дождь». Акварель, бумага, 2007г.

 

Татьяна Петровна Семёнова

Родилась в Норильске в 1963 году. Окончила Абаканский педагогический институт по специальности «учитель русского языка и литературы». С 2003 года живет в г. Луга Ленинградской области.

Зрение потеряла в 2006 году из-за опухоли головного мозга. В 2007-ом разработала уникальную технику «вязаных картин». «Героев своих работ – людей, животных, сказочных персонажей – я создаю крючком, а фон – спицами, - объясняет художница. – Такая техника вполне логична: крючок позволяет вязать любые объемные фигуры. На последнем этапе фигурки просто пришиваются к фону».

Чтобы работать без посторонней помощи, Семёнова использует специальную «Азбуку цвета» собственного изобретения: каждый клубок пряжи помечается особыми «сигналами» - сочетанием петелек и узелков. Например, один узелок обозначает голубой цвет, два узелка – вишнёвый, петелька и узелок – синий и т.д. Такая оригинальная система позволяет ей различать цвет ниток на ощупь.

Т.П. Семёнова принимала участие во многих выставках Санкт-Петербургской региональной организации ВОС, а также в художественно-реабилитационном конкурсе «Знай наших!» в 2011 году. Несколько работ передано в дар музею СПб РО ВОС. В 2009 году участвовала в городской выставке в городе Луга. «В первую очередь мне хотелось бы, чтобы мое творчество дарило радость инвалидам по зрению, - делится Татьяна Петровна. - Ведь мои картины можно рассматривать пальцами!»

alt

 «Белая кошечка», 2010г.

«Белая кошечка села у окошечка,

Мурлыкает, меня утешает:

“Погладь меня немножечко,

За это тебе мышку я поймаю”!»

 

alt

 «В джунглях»

 

alt

 «Мои спутники»

«Мои спутники: белая трость, чёрные очки

И прибор для письма по Брайлю.

Их помощь и поддержка мне важны

Для жизни и для драйва!»

 

alt

 «Я слепая, ну и что?»

«Я слепая, ну и что?

У меня есть руки, ноги, голова

И весь мир в придачу.

Есть семья, друзья, работа, дом.

Пожелайте мне удачи!»

 

alt

 «Твоя азбука по Брайлю»

 

Наталья Николаевна Селиванова

Родилась в 1963 году в Ленинграде. Несмотря на почти полную слепоту, Наталья Николаевна вспоминает свое детство как освещённый солнцем кабинет рисования — место, куда она стремилась в любое время дня и ночи. Здесь открывала для себя Рембрандта, Чюрлениса, Васнецова, Хокусая и любимого Андрея Рублёва. С тех пор Н.Н. Селиванова серьёзно занимается иконописью, считая это особенной частью своей трудной, но очень светлой жизни.

С 1988 года Наталья Николаевна активно участвует в выставочной жизни Петербурга и других городов России. Среди своих учителей она с благодарностью называет Полину Леонидовну Храмцову и Юрия Алексеевича Нашивочникова.

Сюжеты картин приходят к художнице по-разному. "Открыла глаза после последней операции — увидела летящего по коридору врача в голубом халате. Это было так красиво, что нельзя было не запомнить", — вспоминает она.

Несмотря на ограниченные визуальные возможности, Наталья Николаевна проявила себя и как лиричный художник – автор пейзажей, натюрмортов, жанровых сцен, и как успешный иллюстратор книг. Особое место в её творчестве заняли иконы и картины на религиозную тему.

В марте 2012 года художница полностью потеряла зрение. Многолетняя борьба Н.Н. Селивановой с неумолимо надвигавшейся и, к сожалению, ныне наступившей слепотой стала примером для сотен незрячих и слабовидящих петербуржцев. Её творческие достижения заставляют забыть о тяжёлом недуге.

Как говорит Наталья Николаевна, может быть, художнику и необязательно иметь зрение двести процентов (хотя и неплохо бы), но уметь видеть то, что видят все и никто не замечает - более важно: «Главного глазами не увидеть. По-настоящему зорко только сердце».

alt

 «Георгий Победоносец»

 

alt

 «Оранта»

 

alt

 «Зима»

 

alt

 «Рождество»

 

alt

 «Танец тюльпана»

 

Андрей Анатольевич Савочкин

Родился в Ленинграде в 1967 году. Инвалид по зрению II-й группы. Учился в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей им. К.К. Грота.

В 2000 году с отличием окончил Санкт-Петербургский Профессионально-реабилитационный Центр по специальности «изготовитель художественных изделий». Работает на Санкт-Петербургском Учебно-производственном предприятии № 5 ВОС.

В Студии керамики с 1992 года. Рисует, пишет стихи. Участник литературного общества «Лестница в небо» и литературного объединения «Ротонда». Печатался в нескольких поэтических сборниках.

 

alt

 «Горная река»

 

 alt

 «Гостеприимство»

 

alt

 «Сновидение». Карандаш

 

alt

 «Навстречу вечности». Пластилин

 

alt

 «Лесовик-2»

 

alt

 «Портрет мальчика»

 

Яна Лисина

alt

Родилась в 1983 году в Ленинграде. Окончила школу-интернат № 1 для слепых и слабовидящих детей им. К.К. Грота. С рождения имеет плохое зрение. Рисует с детства, по её словам, «карандаш научилась держать в руках раньше, чем ложку». Работает дизайнером. Окончила факультет Графического дизайна Невского института управления и дизайна.

Вниманию публики  представляет работы в стиле фэнтези, выполненные карандашом, капиллярной ручкой, тушью, пастелью.

На её творчество оказала влияние отечественная и зарубежная мультипликация: «Маугли», «Винни-Пух», мультфильмы Уолта Диснея, японское аниме, а также иллюстрации к книгам-фэнтэзи. Вдохновение ищет в природе и книгах.

Принимала участие в выставке «Цветные сны» в Центральной районной библиотеке им. Д.Н. Мамина-Сибиряка (г. Пушкин, 2011г.). Персональная выставка состоялась в Санкт-Петербургской государственной библиотеке для слепых и слабовидящих в декабре 2011 г.

 

alt

 «Багровый лес», 2011г.

 

alt

 «Волчишка-2»

 

alt

 «Крупица истины», 2010г.

 

alt

 «Девочка»

 

 alt

 «Лисица с папирусами»

 

alt

 «Убежище», 2011г.

Анна Кунаева

Родилась в Ленинграде в 1986 году. Окончила школу-интернат № 1 им. К.К. Грота для незрячих и слабовидящих детей, затем поступила в Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, где получила квалификацию «Художник декоративно-прикладного искусства (художественная керамика)». Участница многих Всероссийских выставок. Некоторые её работы находятся в частных коллекциях за рубежом. Считает, что «художнику помогает не зрение, а сердце».

Основной жанр творчества Анны - пейзажная графика. Работы выполнены гелевыми ручками на белой и цветной бумаге. На одну картину небольшого формата художница тратит три часа, рисует по часу в день.

Своими рисунками Анна пытается привлечь внимание к проблемам сохранности памятников архитектуры, передать их облик в своих работах. На её картинах - пейзажи небольшого городка Боровичи в Новгородской области, куда она ездит с мамой отдыхать. Девушка любит представлять, как выглядел город в прошлом - так на картинах появляются мостовые, деревянные дома.

alt

 «Окраина Калининграда», 2010г.

 

alt

 «Дворик на моховой улице», 2010г.

 

alt

 «Утро в Великом Новгороде. Старинная улочка», 2011г.

 

alt

 «Кавказская станица», 2011г.

 

alt

 «Щенок», 2007г.