КСБ

Краевое государственное бюджетное учреждение культуры "Красноярская краевая специальная библиотека - центр социокультурной реабилитации инвалидов по зрению" 12+


Версия для слабовидящих

Смена темы

Уважаемые читатели! Мы начинаем серию тематических публикаций спецпроекта «В Тридевятом царстве» портала «Культура.РФ», главными героями которых станут известные персонажи русских сказок: Змей Горыныч, Кощей, Царевна-Несмеяна, Мёртвая царевна, Василиса, Иван и другие.

Также, вы узнаете, почему настоящим героем становится только самый младший сын в семье, откуда у избушки именно «курьи ножки», зачем спускаться в Подземное царство и каким образом сказочные персонажи и предметы связаны с древнейшими магическими традициями.

Сегодня мы расскажем, кто такая Баба-яга, какие границы охраняет её избушка и почему эта сказочная старуха ненавидит «русский дух».

В русских сказках, преимущественно волшебных, часто фигурирует Ягая, Ягишна или Егибоба, у украинцев - Баба-Язя, у поляков - Бабоендза, у чехов и словенцев - Ежибаба. В праславянском языке словом ęgа называются различные «гады», например змеи и ящерицы. Поэтому само имя сближает сказочного персонажа с обитателями Нижнего, подземного мира. Также, имя Яги родственно прибалтийским словам, обозначающим досаду, раздражение, нечто противное, а также древне-исландскому ekki - «скорбь», «боль».

В первобытном обществе, где главным источником пропитания была охота, каждый мальчик должен был пройти обряд инициации — символически «умереть» и «родиться» уже в новом качестве через весьма жестокие испытания, после которых он начинал верить, что действительно побывал на том свете. Древние люди считали, что «путешествие в загробный мир» давало будущему охотнику магические способности: звериные нюх и слух, умение понимать язык животных и быть незаметным в лесу. В образе Бабы-яги, по мнению советского фольклориста Владимира Проппа, соединяются черты распорядителя этого обряда и стража, охраняющего вход в царство мёртвых. Она и сама – мертвец: отсюда и костяная нога, и слепота (о которой, к слову, в сказках напрямую не говорится), и ненависть к запаху «русского духа» - живого человека. «Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится».

В сказках Яга живет в избушке на курьих ножках. Истоки этого оригинального архитектурного решения трактуются по-разному. Одни исследователи считают, что куриные ноги - отголосок эпохи тотемизма, когда животным приписывали магические силы. Другие - что избушками на курьих ножках называли особые срубы на сваях, где финно-угорские народы хоронили мёртвых.

Избушка Яги обычно стоит на опушке, то есть на границе двух миров. Дверью она повернута к лесу - миру мертвых. Герой сказки не может сам пересечь невидимую границу, попросту обойти избушку и войти с другой стороны, поэтому должен произнести заклинание: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!».

Встретив пришедшего к ней, Яга начинает выпытывать, куда и зачем он путь держит. И получает стандартный ответ: «Чего кричишь? Ты прежде напои, накорми, в баню своди да после про вести и спрашивай». Древние верили, что умерший становится «своим» в потустороннем мире, лишь отведав там пищи. Таким образом, Иван, поев блинков у Бабы-яги, становится причастным к миру мёртвых.

Фольклорист Владимир Пропп выделяет три типа этого сказочного персонажа:

- Яга-дарительница - даёт герою добрый совет, дарит волшебный предмет или животное: коня, собаку, клубок ниток, тарелку с золотыми яблоками;

- Яга-воительница - когда герой похищает у старухи магическое средство или волшебного помощника, и она бросается за ним в погоню в своей ступе. Как, например, в сказке «Марья Моревна»: Иван-царевич крадёт у Бабы-яги волшебного жеребёнка, и во время погони за ним Яга погибает в Огненной реке;

- Яга - похитительница детей – гуси-лебеди из одноимённой сказки крадут мальчика и относят его к Бабе-яге, а старшая сестра его выручает. И хотя кажется, что похищенный ребёнок обязательно погибнет, обычно он возвращается к семье, обучившись волшебной науке. Образы похожих злодеев есть также во французском и немецком фольклоре.

Такие сказки про похищение детей также возникли из первобытного обычая. В древности дети могли проходить инициацию гораздо раньше наступления половой зрелости. Бывали случаи, когда ребёнка ещё до его рождения «запродавали», то есть обещали в другое племя или тайный союз, а по достижении им оговорённого возраста забирали у родителей.

Долгое время исследователи недоумевали: почему Баба-яга - женщина, если в охотничьей инициации участвовали только мужчины? Оказалось, что во многих племенах шаманы и вожди для проведения обряда переодевались в женскую одежду. Ученые предположили, что так проявлялась память о времени матриархата, когда почитали прародительницу племени. В этом контексте особенно любопытно, что лучшей Бабой-ягой в кино стал мужчина - актёр Георгий Милляр, который мастерски играл роль Бабы-яги в фильмах Александра Роу.

С развитием земледелия необходимость в охотничьей инициации отпала, и обряд стал существовать в виде мифа. Затем и миф перестали воспринимать как священное знание, и сведения о нем «опустились» на уровень сказки. Еще 100–150 лет сказки слушали взрослые, а современные их версии в основном адаптированы для детей. И такие тексты не всегда позволяют в полной мере оценить настоящую фольклорную Бабу-ягу - страшную для непосвящённого, но помогающую достойному.

По материалам Екатерины Гудковой, филолога, автора портала «Культура.РФ».